Хорошавинские чтения – новая традиция

17-18 мая в БелГУ состоялась уже ставшая традицией международная научно-методическая конференция «Хорошавинские чтения». Организаторами ее выступили Министерство образования и науки РФ, управление образования и науки Белгородской области, Белгородский государственный университет, Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

В очередной раз конференция привлекла внимание многих учителей и преподавателей высших и средних учебных заведений не только нашей области, но и Москвы, Харькова Санкт-Петербурга, а также Украины. Своим участием они отдали дань памяти С.А. Хорошавину – профессору БелГУ, чьи труды хорошо известны учителям физики как в России, так и в ряде зарубежных стран. 24 мая этого года ему исполнилось бы 75-лет.

Станислав Андреевич Хорошавин внес значительный вклад в становление российской методики и технологии преподавания физики, основанной на идее демонстрационного эксперимента. Он написал ряд учебников и пособий, опубликованных в центральных издательствах, а также принимал участие в съемках учебных видеофильмов. За заслуги в деле обучения и воспитания подрастающего поколения Станислав Андреевич был награжден медалью Н.К. Крупской и орденом «Знак почета». Он «Отличник народного образования» и член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук.

Первый день конференции открылся пленарным заседанием, тема которого звучала так: «Современное физико-математическое образование: проблемы, поиски, находки». Началось оно с доклада одного из членов оргкомитета конференции – и. о. декана физико-математического факультета БелГУ О.М. Пенкина. Его выступление было посвящено проблеме преподавания математических курсов в БелГУ.

Олег Михайлович напомнил собравшимся о том, что российское образование переживает сейчас непростое время реформ. Непосредственно касаются эти реформы и физико-математического факультета. В последние годы Белгородский государственный университет бурно развивается, открываются новые факультеты, приглашаются новые профессора. На физмате так же ведется работа в этом направлении, в дальнейшем здесь будут открыты новые специальности, такие как «дифференциальные уравнения» и «математическая экономика». Это делается для того, чтобы повысить интерес к самой математике.

Далее Л.Л. Коцарев, методист Белгородского регионального института ПКППС, выступил с докладом о реализации методических идей своего учителя, С.А. Хорошавина, в современном образовательном процессе.

Т.А. Подрезова, кандидат технических наук, доцент кафедры физики Военно-космической академии им А.Ф. Можайского г. Санкт-Петербурга, поделилась своим опытом в совершенствовании традиционных форм обучения физике и привлечении внимания студентов к этому предмету. Она рассказала о пользе активного применения на занятиях виртуально наглядных материалов. При этом отметила, что такой метод работы не заменяет преподавателя, а лишь позволяет экономить время на воспроизведении сложных рисунков. Эти драгоценные минуты можно затратить на более полное освещение нюансов излагаемой темы. В заключение она продемонстрировала лабораторные работы, выполненные при помощи программы анимации трехмерной графики 3D MAX, применяемой на занятиях в академии.

О проблемах совершенствования современных учебников по физике для основной школы рассказала Н.Е. Важеевская, доцент кафедры ТМОФ МПГУ, кандидат педагогических наук. «…Реформы образования в данный период времени ведутся не только в России, но и во всем мире. Это связано в первую очередь с тем, что школа должна готовить самостоятельных людей, способных творчески мыслить. На данный момент в России резко снижается качество математического образования: если в 1994 году наши школьники в международных исследованиях по математике занимали 3 место, по физике – 4, то уже к 1997 году по физике опустились на предпоследнее. И это провал! Надо что-то менять!

Причиной подобного явления послужила методическая безграмотность школьников, неумение самостоятельно размышлять. Отсюда следует вывод: в школе нужно обязательно обучать методам научного познания физики. Необходимо изменять учебники, которые должны отражать дифференцированный подход в обучении, т.е. состоять из 2-х частей – для обычных и для сильных учеников. При этом учебники не должны быть написанными сложно. И самое главное, о чем забыли авторы книг, это то, что физика является наукой о природе, о близких всем вещах, а ее преподносят как отстраненную от реальности».

Е.М. Гутник, старший научный сотрудник московского Института содержания и методов обучения РАО, постаралась обратить внимание слушателей на требования к уровню подготовки по физике выпускников основной школы. По ее мнению, все творческие подходы к обучению возможны лишь на основе жестких стандартов, определяющих тот уровень знаний, который должны получать все школьники.

Основой для выступления профессора кафедры общей физики МЭИ (ТУ) г. Москвы В.А. Касьянова послужил его учебно-методический комплект по физике для учащихся 10 – 11 классов средней общеобразовательной школы. Написанный им учебник создан с учетом современных научных представлений, соответствует требованиям минимума содержания среднего образования и включен в Федеральный перечень учебников. Достоинством этого учебника является тщательно разработанный методический аппарат, включающий вопросы и задачи различного уровня сложности. К учебнику издана тетрадь для лабораторных работ.

По словам Валерия Алексеевича, образование должно быть общим для всех детей. Да, есть дети, которые более способны к математике или биологии, но все остальные дети в равной степени интересуются всеми предметами. В создаваемом учебнике не должно быть революции, он должен содержать опыт учителей.

Завершилось пленарное заседание выступлением Л.А. Кирика, учителя физики гимназии № 45 г. Харькова, представившего базовый учебник по физике для 10 – 11 классов профильной школы. Девиз его учебника – «Учись с улыбкой».

– Физика сейчас является самым нелюбимым школьниками предметом, – утверждает наш гость. – Учителю необходимо разрушить пятую стену, которая находится между ним и учеником, раздвинуть жесткие рамки двух уроков в неделю. Стараться выполнять действия сложения, а не вычитания, то есть не исключать темы из учебника, а пытаться добавлять.

К учебнику прилагаются методические материалы для учителей с подробными конспектами уроков, а также компакт-диск с интерактивными приложениями, мультипликационными иллюстрациями и справочной информацией о судьбах знаменитых ученых.

После пленарного заседания началась работа секций по трем направлениям:

  • Актуальные проблемы математического образования;
  • Проблемы повышения эффективности обучения физике в школе и вузе;
  • Современные педагогические и информационные технологии в преподавании физико-математических дисциплин.

На второй день подводились итоги работы конференции, а для гостей города организовали экскурсию по БелГУ и памятным местам города Белгорода.

Безусловно, очередная встреча в рамках «Хорошавинских чтений» стала полезной для всех ее участников. Они смогли поделиться своим опытом и узнать о последних тенденциях в обучении физике и математике. Хочется пожелать учителям всегда стремиться к улучшению методов своей работы и повышению качества преподавания, а также старательных и увлекающихся учеников, на которых не жалко тратить силы и время.

 Мария Молокова,
студентка физмата

27.05.2005


<< Назад к списку  | Просмотров: 5253


Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.