Учёные выявили, какие сплавы позволят авиадвигателям выдерживать температуры до 1000°С

Исследования показали, что жаростойкость и прочность тугоплавких сплавов зависят не от количества входящих в их состав компонентов, а от их комбинации.

События НИУ «БелГУ» учёные выявили, какие сплавы позволят авиадвигателям выдерживать температуры до 1000°с

В рамках поддержанного грантом РНФ исследования учёные-материаловеды из НИУ «БелГУ», МИСИС и Санкт-Петербургского государственного морского технического университета продолжают работать над получением новых перспективных материалов для авиа- и космической отрасли. Одной из задач было подобрать оптимальный сплав для изготовления двигателей.

Раньше считалось, чем больше тугоплавких элементов входит в состав сплава, тем лучше его характеристики. Например, хром и ниобий имеют высокие температуры плавления (1857°C и 2477°C соответственно), а добавление к ним титана и циркония создаст сплавы с превосходной прочностью при высоких температурах (свыше 1000°С) и улучшенной стойкостью к окислению.

Чтобы проверить эту гипотезу, учёные изготовили 12 сплавов с различными комбинациями четырёх металлов – ниобия, хрома, титана и циркония – и сравнили их соединения между собой. Исследователи на специальных установках провели серию экспериментов, испытав полученные сплавы на прочность и жаростойкость при разных режимах вплоть до 1000°С.

Как пояснил старший научный сотрудник лаборатории объёмных наноструктурных материалов НИУ «БелГУ», кандидат технических наук Никита Юрченко, 1000 °С считается температурой потенциального конструкционного применения данных сплавов, самую высокую жаростойкость при такой температуре показал сплав из трёх металлов – ниобия, титана и хрома, а лучшую прочность – из ниобия и хрома. При этом учёные выяснили, что добавка циркония в сплавы оказывает негативное влияние на жаростойкость, так как препятствует формированию защитного слоя на поверхности материала.

Это открытие позволит разрабатывать перспективные сплавы для производства двигателей нового поколения, не требующих систем охлаждения.

Сейчас мы продолжаем изучать предложенные сплавы, чтобы критически оценить возможность их практического применения. Предположительно, сплав ниобия, титана и хрома или сплав ниобия и хрома можно использовать при производстве двигателей нового поколения для авиастроения и космической промышленности, а также других областей, где требуются материалы, способные выдерживать высокие нагрузки при повышенных температурах. Это позволит двигателям стабильно работать при нагреве до 1000°С, а в перспективе заменить существующие менее жаропрочные материалы, сократив энергопотери на принудительное охлаждение деталей, – прокомментировал Никита Юрьевич.

Результаты исследования, опубликованы в журнале Scripta Materialia. 

 Информация предоставлена пресс-службой РНФ, фото Н. Юрченко

28.02.2024


<< Назад к списку  | Просмотров: 1139


Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.